Наверх
картинки: вкл. откл.
виджеты: вкл. откл.
размер: A A A
цвет:
шрифт: Times New Roman Arial
Администрация сельского поселения
«Село Большая Картель» Комсомольского муниципального района Хабаровского края

Помощь по работе с сайтом в режиме для слабовидящих

В режиме для слабовидящих доступен ряд функций:

  • Эта подсказка выводится/убирается переключателем ? или нажатием клавиш SHIFT + ?
  • Используйте переключатель картинки чтобы убрать картинки и видеофайлы в статьях и прочитать вместо них текстовое описание.
  • Чтобы отключить правую колонку с виджетами (видео, голосование, и т.п.), используйте переключатель виджеты
  • Для увеличения размера шрифта текста используйте переключатель шрифт
  • Вы можете сменить цветовую схему сайта с помощью переключателя цвет

Клавиатура:

  • Для перемещения между навигационными меню, блоками ссылок в области контента и постраничной навигацией, используете клавишу TAB.
    При первом нажатии будет активировано меню верхнего уровня.
  • Активное навигационное меню или группа ссылок подсвечивается контуром.
  • Для перемещения по ссылкам меню навигации, используйте клавиши ← стрелка влево и стрелка вправо →.
    У активной ссылки будет подсвеченный фон.
  • Для перехода по активной ссылке, нажмите Enter
  • Если активно вертикальное меню или группа ссылок, то для перемещения по ссылкам используйте клавиши стрелка вверх ↑ и стрелка вниз .
    Для прокутки страницы вверх/вниз используйте клавиши PageUp и PageDown
  • Чтобы убрать активацию с меню/блока ссылок, используйте клавишу Esc.
    Нажатие Tab после этого вернет активацию.
Закрыть ×

Сегодня 26 февраля 2021

Обновлено секунду назад

История


Наше село расположено между двух крупных магистралей – железной дороги и скоростной трассы, которая соединяют нас со всей страной.  А когда-то на этом месте шумел дремучий лес, были непроходимые болота. В 1941 году проектно- изыскательной экспедицией «Переселенстрой» в районе озера Хумми начались работы по освоению новых земель. Была создана Хумминская  машинноосвоенческая станция, которая находилась в г. Комсомольске-на-Амуре, а затем в п. Селихино. С этого момента начались работы по освоению новых земель, валка леса, заготовка газочурок, изготовление кирпича и вывоз в г. Комсомольск-на-Амуре для хозяйственных нужд, а когда закончилась война, для восстановления народного хозяйства.

Вот тогда в 1946 году с берегов озера Хумми с Хумминского лесхоза и началась история нашего села. Здесь на берегу озера была организована небольшая контора лесхоза. Работал магазин, столовая, небольшая пекарня, построен колодец. В 1947 году была сдана в эксплуатацию железная дорога Комсомольск - Советская Гавань. В 1949 году на 41 км. железной дороги высадились первые переселенцы. Возник палаточный городок. В 1949 году был организован Большекартельский леспромхоз, который по плану должен был проработать 25 лет, а проработал -40.

В 1952 году параллельно с заготовкой леса, началось строительство жилых домов. С введением в строй пилорамы построили пекарню, баню, столовую, магазины. Жителей прибавилось, нужна была школа, которая  была в скорее построена. Сначала семилетняя, а в 1953 закончено строительство средней школы на 280 мест. В 1954 году был сдан в эксплуатацию новый клуб со зрительным залом на 350 мест и библиотекой. За короткий срок построили гаражи, паровозное депо. В трудных условиях приходилось работать в леспромхозе, на других работах, осваивать землю под огороды и другие нужды, растить детей. Первыми поселенцами на озере Хумми были многодетные семьи: Белькович, Шишкиных, Плетневых.

Строительство села Большая Картель было начато в 1946 году на месте непроходимых лесов и болот. Первоначально поселок расположился в полутора километрах от железной дороги на берегу озера Хумми.

Здесь же, на озере, была небольшая контора лесхоза.  Поначалу не было даже названия «Большая Картель», а была лишь станция «41-й километр».

Строительство населенного пункта предназначалось для проживания лесозаготовителей.

Первыми переселенцами были семьи Наумовых, Ульяновых, Цыганковых, Куцан, Шишкиных, Белькович, Младовых.

Первые переселенцы прибыли в августе 1949 года. Жилья не хватало, люди селились в палатках. На станции в то время стояло 2 дома для жилья железнодорожников.

В тайге находился лагерь заключенных, который просуществовал до 1954 года. Заключенные строили дома до половины, а переселенцы их достраивали. Так появилась первая настоящая улица. Первые бараки были выстроены вдоль железной дороги, а в то же время в тайге расчищали площадки для строительства жилых домов. Первые дома из круглого леса появились у Косолаповых, Павмок. Все работы производились вручную.

В 1950 году организовался первый леспромхоз, который был рассчитан на 25 лет. Первым директором стал Володькин.

Около железнодорожной станции установили шпалорезку, отсыпали узкоколейку к нижнему складу.

С введением в строй пилорамы выстроили пекарню, общественную баню, столовую, магазин. Приезжали все новые и новые  завербованные переселенцы,  которые везли с собой  семьи и хозяйство.

Приезжали семьи с детьми.  Нужны были школа, клуб, библиотека. Таким образом поселок лесорубов рос с каждым годом.

В настоящее время в поселке имеется средняя школа, дом культуры, амбулатория, библиотека, отделение связи, аптека, несколько магазинов, детский сад, социальный временный приют для одиноких престарелых.

Электроэнергией село обеспечивается от линии электропередач, связь с г. Комсомольском-на-Амуре осуществляется автобусными маршрутами и поездом.